ФЕДЕРАЦИЯ КЕНДО
РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

Мы в соцсетях:



Kendo that cultivates people. Sumi Masatake (Hanshi 8-dan) перевод Манапова Дина

Подростковый возраст — прекрасное время, когда закладываются основы дальнейшего физического и психического благополучия человека. В этот период физические возможности достигают пика, а психика развита достаточно, чтобы практиковать кейко правильно.Тренер кендо должен воспитывать учеников собственным примером, особо подчеркивая важность воспитания силы духа. Большое внимание нужно уделить тому, чтобы ученики душой и сердцем отдались kagari-no-keiko (атаке). Тренер также должен обучать различным аспектам этикета, культуры, не касающимся непосредственно кендо, например, почему нужно сидеть в сейдза. Эти знания полезны подросткам не только для занятий кендо, но и в их будущей жизни.

О современной молодежи

Подростковый возраст всегда был временем строительства основ будущего физического и душевного здоровья человека. Конфуций отметил: «В пятнадцать лет мой ум настроился на учебу», а юные самураи в пятнадцать лет отмечали переход в статус взрослого церемонией genpucku-no-gi. Современные психологи выяснили, что правильное психическое и физическое развитие до двадцати лет сильно влияет на качество последующей жизни. Интересно рассмотреть, чем современная молодежь отличается от предыдущих поколений.

Духовный рост современных людей сдерживается материализмом, для развития духовности нет необходимой среды или адекватной стимуляции В Японии образованием занимаются школы, оно имеет следующие характеристки:

1. Обучение должно мотивироваться удовольствием, обучение должно развлекать.

2. Оно не должно быть слишком сложным и напряженным, директивный характер обучения должен быть смягчен, а его темп замедлен.

3. Индивидуальность должна поощряться, а не загоняться в определенные рамки.

Такой подход во многом навредил ученикам и даже создал некоторые социальные проблемы, которые будут описаны ниже:

1. Вступительные экзамены в школы и университеты, по сути, являются соревнованием и требуют тренировки ума. Уровень знаний определяется по сравнению со знаниями других, а не по единому абсолютному стандарту, так что ученики подвергаются большому стрессу, ведь в школах им часто приходится зубрить, чтобы получить хоть какое-то преимущество перед остальными. Таким образом, забывается истинная ценность обучения, и расслабленность исчезает из школьной жизни. Несмотря на это, общая академическая подготовка ухудшается.

2. Большую часть свободного времени молодые люди проводят за малоподвижными занятиями, например, компьютерными играми, а их физическая активность стремится к нулю. В результате физическое развитие и возможности молодых людей намного ниже, чем у их предков в том же возрасте.

3. Две крайности в отношении молодежи к физическим упражнениям. Первая – глубокое увлечение, обычно спортом, где основной целью часто является победа; вторая – полное отсутствие интереса. Эти две крайности часто наблюдают учителя физкультуры. У многих детей плохая осанка, они постоянно хотят сесть. Я полагаю, что детям необходимо больше заниматься физкультурой, что помогло бы развить как их физические способности, так и самодисциплину.

4. Все заметнее становится недостаток знаний молодежи о принятых в обществе нормах. К этому приводят стремительные изменения социальных взглядов и ценностей, очевидно, что в школе и семье не всегда находятся примеры для подражания. У подростка это может вызвать неуверенность, из-за которой он может совершать неприемлемые поступки, а это может привести и к простой глупости, и к преступлению. Поэтому необходимо активнее воспитывать нормы поведения и дисциплину.

5. Еще одна проблема состоит в том, что молодые люди в нашем обществе активно используют информационные технологии. При этом им, еще не сформировавшим для себя этических норм, трудно составить правильное суждение об информации, которую они получают. Она может ввести их в заблуждение, или лишить возможности научиться общению с другими людьми. Все больше молодых людей не способны поделиться своими чувствами и мыслями с другими, и это стало серьезной социальной проблемой, по крайней мере, в Японии.

Вот лишь некоторые из серьезных и сложных проблем, возникших в образовании молодежи, и очень трудно определить, с чего же следует начать их решение. Многие дети вырастают без проблем, но многие составляют для себя неверную систему ценностей. Ответственность за это в Японии несет старшее поколение, которое должно служить примером и вести себя надлежащим образом, как предписывает строгая японская система традиционных ценностей.

Опыт и обучение аскетической добродетели самоотречения могут быть важным инструментом образования, которое не подавляет чувство собственного достоинства человека. Самоотречение позволяет воспитать самодисциплину и чувство долга перед обществом, а развитие этих качеств в молодежи –очень важная задача.

Как же тренеру кендо поощрять обучение во время тренировки?

Поощрение воспитания силы воли

Юным ученикам для понимания смысла тренировки необходимо поощрение. Подростки учатся постоянно, и нам важно развить в них культуру и стремление к обучению. Хороший метод добиться этого – сформировать у них привычку демонстрировать shin-ki-ryoku-itchi во время тренировки ki-ken-tai-itchi.

Так же как мотивация важна в обучении детей, в обучении подростков важно развитие силы воли, чтобы воспитать положительное отношение к учебе в целом. Ведь получение новых знаний требует твердости и сосредоточенности.

Маленькие дети обычно с удовольствием слушаются старших – родителей и учителей, но подростку сфокусироваться на учебе намного сложнее. Нужна большая концентрация и выдержка, чтобы справиться со всеми задачами, встающими на пути. В мире не подконтрольном родителям и учителям много соблазнов. В результате подросток может чувствовать себя неуверенно, быть легкомысленным или испытывать внутренние противоречия. Для кендо этот конфликт с самим собой может оказаться полезным, только нужно сделать эту конфронтацию осмысленной. Поощряя учеников быть в нужной степени агрессивными и уверенными, мы учим их также относиться к повседневным проблемам.

Поэтому тренеру важно знать, что воспитание силы воли намного важнее, чем тренировка техник в кирикаеси или учикоми-кейко. Нужно заставить учеников вложить в упражнения душу и сердце при исполнении базовых ударов с правильным углом, правильной стойкой и контролем синая. В этом отношении основная ценность тренировки кендо для молодых людей — это готовность выложиться на сто процентов в каждой атаке и постоянное расширение собственных пределов. тренеру надо задавать ученикам вопрос: «Было ли это усилие стопроцентным физически и духовно?»

При преодолении физических трудностей конфликт ученика с собственным «я» превращается в борьбу, которая дает возможность бросить новый вызов самому себе. Физически тяжелая тренировка, проведенная не задумываясь, без единой мысли – это просто потеря времени и энергии, ее результатом станет в лучшем случае хорошая физическая форма. Но, постоянно заставляя учеников каждый раз выходить за рамки их возможностей (по их мнению), подбадривая их постоянно «Еще один раз! Еще один раз!» мы поможем им воспитать силу воли. Опыт напряженных физических упражнений и размышлений приносят самодостаточность и радость жизни. По нашему мнению, значение практики кендо для молодых людей состоит в осознании того, что тренировка ударов с ki-ken-tai-itchi приведет к shin-ki-ryoku-itchi – главной основе кендо.

Изучение принципов и их практическое применение

Подростки склонны сравнивать себя с идеалами, что часто приводит к разочарованиям и неуверенности в себе. Тренер может использовать эту возможность для обучения принципам кендо и показать, как их можно применить в жизни. Кендо тренирует разум и помогает понять себя, однако об этом проще сказать, чем сделать, даже если посвятить всю свою жизнь следованию принципам кендо. Поэтому для молодых людей стоящих на пороге взрослой жизни достаточно просто знать об этих принципах. В дальнейшем они смогут решить, следовать ли им. Это намного важнее, чем фокусировка на оттачивании техники или мимолетности побед и поражений.

На этапе, когда практикующие кендо пытаются стремиться к кейко в правильном смысле, кендо становится «управляемым открытием нового», таким, в котором вопросы, поставленные инструктором, ведут к ответам, которые, в свою очередь, ведут к действиям. Принципы кендо могут оказаться здесь крайне полезными.

Этот этап следует через некоторое время после вводного, где ученик обучается непосредственно тому, что нужно делать, а также тому, что всё это нужно делать без вопросов. С развитием физических и психологических навыков размышления по поводу тренировок кендо будут все больше вовлекаться в жизнь за пределами додзе.

Впрочем, до тех пор, пока ученики не начнут задаваться вопросом, в чем настоящий смысл формальностей, этикета и камаэ, и как проявляются принципы гуманности и взаимодействия в рамках тренировок и сиай, они не начнут расти.

Ниже я выделил несколько понятий, которые должны понять молодые кендоки.

Что такое кейко?

Традиция сохраняется, когда знания прошлого изучаются и применяются в свете современных знаний, но для большей аутентичности мы должны следовать традициям в том виде, в каком их создавали наши предки. В отличие от других видов спорта, где прогресс приходит с разработкой и внедрением новых техник, кендо связано с концептом shu-ha-ri, он выражает подход к тренировкам в боевых искусствах. Учитель должен внушить ученикам, что глубине разума, необходимой для практики кендо, нет предела. Каждое маленькое продвижение вперед проливает новый свет на уже освоенные приемы и техники. Kakari-no-keiko – это практика, в которой нужно заставить учеников раствориться полностью, жертвуя собой.

Половина настоящего смысла кендо будет потеряна, если занимающиеся обращают внимание только на то, как они выступают против других в кейко и сиай. Чтобы сделать идеальный удар, мы должны сначала сосредоточиться на победе над собой, прежде, чем беспокоиться о превосходстве над оппонентом.

Если постепенно прививать ученикам такое отношение, это заложит правильную основу для их кендо и взрослой жизни в целом.

Почему в кендо важны основы?

Вне зависимости от того, что ты делаешь, необходимо сначала построить основу, фундамент, без которого невозможно добраться до вершины. Но основы, особое внимание которым уделяется в кендо, имеют особые качества. Они состоят и из технического и ментального аспекта, но особо следует подчеркнуть ментальные аспекты, что поможет ученикам серьезно относиться к кендо. Не предполагается, что эти ментальные аспекты постигаются умом, они должны быть достигнуты путем повторяющейся психической тренировки как, о чем говорят выражения“kirikaeshi-san-nen” и “uchikomi-san-nen”, которые подразумевают, что тренирующиеся должны сосредоточиться на кирикаеси и учикоми-кейко в первые три года тренировки.

Очевидно, что это не очень заманчивая перспектива, но простая логика этого состоит в том, что нужно развить силу воли для преодоления себя, прежде чем пытаться победить других. К тому же, в наши дни не каждый стремится стать мастером кендо, поэтому такая тренировка не может подходить для всех. Однако важно, чтобы занимающиеся кендо понимали смысл кирикаеси и учикоми-кейко в развитии силы духа. Kan-geiko – жесткая тренировка, которая проводится в самые холодные дни зимы, – пример важного вида тренировки духа.

В связи с изменением японского стиля жизни сейчас очень мало ситуаций, когда необходимо сидеть в сейдза. Даже на свадебных или похоронных церемониях используются стулья и сейдза можно увидеть лишь в традиционных искусствах, таких как чайная церемония, икебана или будо. Поэтому очень важно объяснить, в чем значение сейдза. Японские выражения, например “eri-wo-tadasu” (вытянуться), и “suvari-naosu” (изменить сидячую позу) напоминают о необходимости сосредоточиться во время формальных церемоний. В сейдза невозможно расслабиться, в этой позе присутствует напряжение, это само по себе – одна из камае.

Сидя в сейдза следует быть напряженным и в то же время сохранять способность свободно и мгновенно реагировать на изменения ситуации.

Есть несколько важных моментов, важных для сейдза в кендо. Спина должна быть прямой, плечи расслаблены, колени на ширине плеч, вес тела должен распределяться между коленями. Поза должна быть полна достоинства и ее должно быть легко сменить на orishiki – сесть на корточки, чтобы мгновенно и точно воспользоваться мечом. В позиции orishiki левое колено остается на полу, но правая нога выносится вперед с опорой на ступню. Низкое брюшное дыхание tanden в сейдза– еще один способ очистить сознание.

Его можно применять и стоя, с акцентом на ментальную и физическую готовность к действию.

Резюме

В этой статье описаны некоторые подходы к тренировке кендо. Хотелось бы, чтобы с ними познакомились подростки, занимающиеся кендо на начальном этапе, развивающие силу духа, перед keiko и во время kihon-geiko. Я обеспокоен тем, что молодежь не рассматривает кендо как способ воспитания характера. Тренерам следует серьезно отнестись к этой ситуации и осознать свою ответственность, дать понять, что кендо помогает человеку совершенствовать себя. Для этого самому тренеру необходимо постоянно самому знакомиться с истоками культуры кендо.